
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
на тему:«Формирование системы мотивации населения к участию вреализации значимых проектов региона, направленных на повышение качества жизни, в современных условиях»
Г. ВОРОНЕЖ
2025 г.
Содержание
Информация о целевой аудитории информационно-аналитического материала на тему:«Формирование системы мотивации населения к участию в реализации значимых проектов региона, направленных на повышение качества жизни, в современных условиях» …………..………………………..3
Введение………………….…………………………………………………….4
- Сферы взаимодействия граждан (населения) и общественности с органами власти…………………………………………………………..…8
- Вовлечение граждан в активное участие в социально - экономическом развитии региона в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года…………………………………………………………………………..9
- Участники вовлечения граждан (жителей) и организаций населенных пунктов в значимые для региона проекты (национальные проекты……………………………………………………………………..12
- Уровни вовлечения граждан в реализацию значимых для региона проектов (национальных проектов)………………………………………13
- Форматы вовлечения граждан в реализацию значимых для региона проектов (национальных проектов)………………………………………14
- Лучшие практики регионов в сфере мотивации гражданк участию в значимых для региона проектах (национальных проектах)?»………………………………………………………………...17
- Практика Нижегородской области - «Доброрубль»: система поощрения социальной активности жителей………………………...17
- Практика Пермского края - Портал «Управляем вместе»…………..19
Заключение………………………………………………………………........25
Приложения
Приложение 1Презентация практики Нижегородской области - «Доброрубль»: система поощрения социальной активности жителей (14 л.)
Приложение 2Презентация кейсов практики Нижегородской области - «Доброрубль»: система поощрения социальной активности жителей (14 л.)
Приложение 3Презентация практики Нижегородской области - «Доброрубль»: система поощрения социальной активности жителей. Маркетплейс добрых дел (9 л.)
Приложение 4Презентация практики Пермского края - Портал «Управляем вместе» (17 л.)
Приложение 5 Атлас успешных практик соучастия и вовлечения жителей в развитие городской среды (31 л.)
Приложение 6 Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды (76 л.)
Настоящий информационно-аналитический материал на тему: «Формирование системы мотивации населения к участию в реализации значимых проектов региона, направленных на повышение качества жизни, в современных условиях» подготовлен АУ ВО «Институт стратегического развития» для следующей целевой аудитории: министерство природных ресурсов и экологии Воронежской области, министерство дорожной деятельности Воронежской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области, министерство культуры Воронежской области, министерство образования Воронежской области, министерство социальной защиты Воронежской области,министерство физической культуры и спорта Воронежской области, министерство предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области, министерство архитектуры и градостроительства Воронежской области,управление записи актов гражданского состояния Воронежской области, управление молодежной политики Воронежской области, органы местного самоуправления.
Введение
Современная экономика характеризуется активным влиянием социальных аспектов жизнедеятельности населения. Это ведет к необходимости использования новых подходов к повышению качества жизни, предусматривающих включение непосредственно населения в реализацию данного процесса.
Современные реалии таковы, что необходима активизация методов мотивации к действиям, направленным на повышение качества жизни. Целесообразно выделять материальную и нематериальную мотивацию. В России сложилась ситуация, когда преимущественно в социальной и трудовой сферах делался акцент на материальной мотивации.
Однако не следует недооценивать нематериальную мотивацию, которая связана с укреплением здоровья населения, деятельностью профсоюзных организаций, организаций гражданского общества, развитием социальных коммуникаций.
Качество жизни населения является одним из главных факторов эффективного функционирования любой хозяйственной системы
Восприятие населением качества собственной жизни оказывает влияние на потребительскую активность людей.
Рост качества жизни реализуется в социальной среде, но в то же время имеет глубокие экономические «корни», что отражает единство социальной и экономической составляющей в эффективном осуществлении данного процесса. Следовательно, качество жизни - системное понятие, определяемое единством его компонентов, включающих биологическое и духовное создание условий и факторов его жизнедеятельности.
Система мотивации населения к действиям, направленным на повышение качества жизни - сложный динамический и долговременный процесс, осуществляемый в конкретной социокультурной среде.
На национальном уровне создаются общегосударственные параметры политики стимулирования граждан к действиям, направленным на повышение качества жизни.
На региональном уровне учитываются особенности конкретной территории.
На корпоративном уровне разрабатываются методические подходы и реализуются конкретные мероприятия по мотивации и повышению гибкости системы стимулирования труда.
Сегодня всё большее значение приобретает нетрудовая мотивация, реализуемая среди неработающего населения, либо у работающих граждан, но в свободное от работы время.
Методология формирования населения кдействиям, направленным на повышение качества жизни, включает следующую структуру, представленную на рисунке 1
Рис. 1. Методология мотивации населения к действиям, направленным на повышение качества жизни
С учетом современных особенностей развития методические подходы по формированию системы мотивации населения кдействиям, направленным на повышение качества жизни,необходимо осуществлять на основе признания ведущей роли прямой нематериальной мотивации в трудовой и нетрудовой деятельности для обеспечения самореализации различных групп населения при активной поддержке материальных методов мотивации, направленных на достижение стабильно высокого уровня жизни. Наиболее значимыми прямыми нетрудовыми методами нематериальной мотивации являются убеждения и агитация, воспитание и образование людей, информированность населения. Трудовые прямые методы нематериальной мотивации включают карьерный рост работника, апробация передовых форм организации труда и делегирование полномочий сотрудникам компании.
Целесообразно принимать во внимание, что методы прямой нематериальной мотивации не дают сиюминутной положительной отдач, но в стратегическом плане они способны продемонстрировать высокую и длительную активность.
С учетом современного состояния и развития России преодоление бедности и повышение качества жизни населения выступает долгосрочной задачей и требует реализации следующих стратегически значимых направлений деятельности.
Рис. 2. Стратегические направления деятельности по преодолению бедности и повышению качества жизни
В настоящее время в органах государственной власти созданы определенные предпосылки для формирования основы диалога между государственными структурами и гражданами, которые в этом диалоге заинтересованы. Основным требованием к данным системам взаимодействия является то, что чтобы коммуникации между СМИ, органами государственной власти и гражданами носили конструктивный характер и приводили к согласию и взаимопониманию, которые необходимы для совместного решения проблем.
За последние годы определены и апробированы различные механизмы участия граждан в государственном управлении, что дало импульс для формирования системы взаимодействия государства и института гражданского общества.
Расширение участия граждан в решении вопросов местного значения является наиболее перспективным проектом.
Активное участие граждан в принятии управленческих решений - основа зрелого гражданского общества и эффективной местной власти. Неслучайно тезис о необходимости расширения участия граждан в решении вопросов местного значения последовательно звучит в посланиях Президента России Федеральному Собранию.
В условиях сложной геополитической обстановки очень важен конструктивный диалог между властью и обществом. А инициативные проекты - один их эффективных инструментов такого диалога.
Наиболее важным эффектом подобных практик является то, что граждане получили возможность непосредственно участвовать в социально-экономическом развитии территорий.
1. Сферы взаимодействия граждан (населения) и общественности с органами власти
Наиболее «популярными» сферами взаимодействия населения и общественности с органами власти являются:
- молодежная политика;
- военно-патриотическое воспитание;
- образование;
- культура;
- экология;
- физкультура и спорта;
- социальная защита.
Другие сферы взаимодействия в настоящее время практически не имеют нормативной и нормативно-правовой регламентации.
2. Вовлечениеграждан в активное участие в социально - экономическом развитии региона в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года
Вовлечение граждан в активное участие в социально - экономическом развитии региона предусмотрено следующими разделами Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года (Закон Воронежской области от 20.12.2018 № 168-ОЗ):
Раздел 4. Основные направления развитиячеловеческого капитала и социальной сферы Воронежской области
Подраздел 4.4. Развитие культурной среды
Цель 1.15. Формирование единого культурного пространства, укрепление нравственных ценностей.
Ключевая задача:
- внедрение цифровых технологий в сферу услуг, предоставляемых учреждениями культуры, распространение новых информационных продуктов, в том числе формирование виртуального пространства, обеспечивающего массовое вовлечение населения всех муниципальных районов в культурную жизнь Воронежской области, России (создание виртуальных концертных залов, трансляции проходящих в области мероприятий региональным телевидением, использование интернет-ресурсов, СМИ);
- развитие межведомственного взаимодействия при реализации культурной политики в целях активного вовлечения в культурный процесс различных возрастных и социальных групп населения региона (молодежи, пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями здоровья), а также представителей всех конфессий и национальностей, проживающих на территории области
Ожидаемые основные результаты:
- расширение доступа жителей области к культурной деятельности и культурным ценностям, в том числе доступ к электронным ресурсам в дистанционном режиме посредством подключения всех библиотек (в 2018 году подключены 48%) к сети Интернет, виртуальной трансляции театрально-концертными учреждениями спектаклей и концертов, предложения виртуальных туров всеми музеями (в 2018 году значение показателя составляет 25%);
- рост удовлетворенности населения качеством услуг в сфере культуры с 83% в 2016 году до 95% в 2035 году.
Подраздел 4.5. Развитие физической культуры и спорта
Цель 1.2. Рост ожидаемой продолжительности жизни населения и снижение преждевременной смертности.
Ключевые задачи:
- создание условий, обеспечивающих массовое занятие всех категорий обучаемых спортом;
- популяризация комплекса ГТО и максимальное широкое вовлечение населения.
Ожидаемые основные результаты:
- рост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения с 39,7% в 2016 году до 55% в 2035 году;
- создание в городских округах и муниципальных районах Воронежской области полноценных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом.
Раздел 6. Основные направления развития научно-инновационной сферы Воронежской области
Цель 2.2. Инновационное развитие экономики и социальной сферы.
Ключевая задача:повышение уровня инновационной культуры и восприимчивости населения и бизнеса к инновациям.
Ожидаемые основные результаты:
- рост количества молодежи и предпринимателей, вовлеченных в инновационный процесс;
- рост уровня инновационной культуры в предпринимательской среде и у населения Воронежской области
Раздел 7. Основные направления рациональногоприродопользования и обеспечения экологической безопасности Воронежской области
Цель 3.11. Сохранение и восстановление природных ресурсов Воронежской области.
Ключевая задача: обеспечение эффективного участия граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций, бизнеса в сохранении и восстановлении природных ресурсов
Ожидаемые основные результаты:
- развитие уникальных природных территорий (сохранение и увеличение доли особо охраняемых природных территорий в общей площади региона на уровне не ниже 5%);
- повышение степени озеленения населенных пунктов;
- восстановление и экологическая реабилитация водных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию их засорения и загрязнения. Развитие рекреационных возможностей водных объектов области.
Раздел 8. Основные направления пространственного развития Воронежской области
Цель 3.2. Повышение сбалансированности развития муниципалитетов на основе рационального размещения производительных сил, развития производственной и социальной инфраструктуры.
Исходя из особенностей и проблем пространственного развития одним из его приоритетов являетсяполицентрическое развитие Воронежской области на базе субрегиональных центров г. Россошь и г. Борисоглебска, а также городов - опорных центров (Лиски, Бобров, Бутурлиновка, Павловск, Калач, Острогожск, Богучар, пгт Анна) как территорий роста экономики и повышения качества жизни населения.
Для сбалансированного и эффективного развития территорий необходимо решение следующих задач:
- обеспечение согласованности планов города и муниципальных образований, входящих в состав агломерации, по реализации инвестиционных проектов, жилищному, социальному, инфраструктурному строительству посредством создания межмуниципальных совещательных и координирующих форм управления, в том числе корректировка планов развития с учетом принципов создания комфортной городской среды и реальной потребности населения, переход от количественных показателей в строительстве к качественным;
- оптимизация планировочной структуры и функционального зонирования территории агломерации с учетом сочетания малоэтажной и многоэтажной жилой застройки, индустриальных и ИТ-парков, общественно-торговых зон, на базе существующих объектов производства, образования, а также природного и культурно-исторического наследия;
- реализация потенциала и преимуществ территории агломерации.
- выравнивание темпов развития муниципальных образований, управленческих округов и локализации в каждом округе наиболее полного набора объектов и функций, необходимого для достижения высокого качества среды, качества жизни населения региона и сокращения межмуниципальных различий.
Ожидаемые основные результаты:
-стабилизация численности населения в городах - субрегиональных центрах Россоши и Борисоглебске и городах - опорных центрах (Лиски, Бобров, Бутурлиновка, Павловск, Калач, Острогожск, Богучар, пгт Анна);
- достижение уровня обеспеченности населения жильем, объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, рабочими местами, соответствующего стандартам "Региональных нормативов градостроительного проектирования", во всех муниципальных районах и городских округах области.
Кроме того, в Перечень ключевых проектов социально-экономического развитияВоронежской области, обеспечивающих реализацию Стратегии, включен проект «Решаем вместе», сутью которого является вовлечение населения в решение вопросов местного значения, а также поддержка местных инициатив на территории муниципальных образований Воронежской области. Срок реализации данного проекта определен 2020 - 2035 годами. Механизм реализации проекта определен государственной программой Воронежской области «Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления». Объем финансирования данного проекта составляет 4384,59 млн руб., из них 3940,26 млн руб. - бюджет Воронежской области; 415,47 млн руб. - средства местных бюджетов; 28,8 млн руб. - внебюджетные источники.
3. Участники вовлечения жителей и организаций населенных пунктов в значимые для региона проекты (национальные проекты)
Основываясь на мировом и российском опыте, можно выделить следующие группы граждан, которые могут стать участниками значимых для региона проектов:
1. Жители города: частные лица, группы горожан,объединенные общим признаком или общейдеятельностью, неформальные сообществаи объединения, ТСЖ, ТОС и т.д.
2. Бюджетные организации, институты культуры,религиозные учреждения, НКО и СМИ: общеобразовательные, художественные, спортивные школы, колледжи, вузы, библиотеки, музеи,театры, картинные галереи, церкви, НКО, газеты, журналы, телевидение и т.д.
3. Предпринимательское и бизнес-сообщества:самозанятые, индивидуальные предприниматели, малые и средние предприниматели, крупные корпорации, девелоперы и т.д.
4. Экспертное сообщество: эксперты в сфереградостроительства, архитектуры, урбанистики, городской экономики, истории, культуры,археологии, дендрологи, экологи, градозащитники, обслуживающие организации, строителии др.
5. Органы власти (ОМСУ, региональная и федеральная власть, депутаты местного самоуправления, региональных центров компетенцийпо вопросам формирования комфортной городской среды).
4. Уровни вовлечения граждан в реализацию значимых для региона проектов (национальных проектов):
В существующей мировой практике выделяют пять уровней гражданского участия.
Уровень 1. Информирование -предоставление гражданам информации о планируемой инициативе, последствиях ее реализации, ключевых технико-экономических и иных показателях проекта, существующих возможностях и правах граждан принять участие в подготовке, утверждении и реализации инициативы.
Уровень 2. Консультирование -выяснение мнений, пожеланий, позиций граждан или представителей определенных сообществ, по существующим гипотезам, альтернативным решениям, предложениям в рамках реализации проекта.
Уровень 3. Соучастие -совместная с гражданами работа над разработкой и реализацией инициативы/проекта, успешным результатом которой является согласованный и устраивающий все стороны проект/концепция.
Уровень 4. Сотрудничество -совместная с гражданами работа над разработкой и реализацией проекта, при которой гражданам передаетсячасть функций или полномочий разработчика или инициатора проекта.
Уровень 5. Наделение властью -совместная с гражданами работа, при которой гражданам передается право принятия окончательного решения по ряду ключевых вопросов в рамках разработки и реализациипроекта
5. Форматывовлечения гражданв реализацию значимых для региона проектов (национальных проектов):
1.Информирование - применяется для освещения деятельности территории и позволяет повысить популярность реализованного проекта среди жителей, вовлечь жителей в участие в поддержании и сохранении проекта.
Форматы информирования
Печатные СМИ
Периодические муниципальные газеты рекомендуется обязательноиспользовать для населенных пунктов с населением менее 10 тыс. человек, в случае низкой обеспеченности жителей Интернетом (менее50% семей имеют домашний доступ к глобальной сети). Информациюо планируемой разработке проекта и мероприятиях по вовлечениюследует помещать на первую полосу, крупным заметным шрифтом. Присоставлении текста следует избегать профессиональных терминови формулировок, которые могут быть непонятны неспециалистам. Информация должна быть исчерпывающей в плане содержания, но максимально лаконичный, рекомендуемый объем: не более 1500 знаков.
Сайт ОМС
Размещать информацию на сайте администрации следует в обязательном порядке при разработке любого типа документа. Информация
должна быть размещена на главной странице сайта, на видном месте.Не рекомендуется размещать информацию таким образом, чтобы пользователю сайта было необходимо прокручивать страницу вниз, либопереходить с главной страницы в другие разделы сайта. Требованияк содержанию и объему информации аналогичны требованиям к печатным СМИ.
Социальные сети
Является одним из наиболее эффективных способов информированияжителей. При этом следует учитывать, что некоторые категории населения не являются активными пользователями соцсетей, поэтому для них следует применять иные способы информирования. При размещении информации в соцсетях следует использовать официальные страницы администрации муниципалитета, а также популярные у жителей группы и публичные страницы.
Наружная реклама
Такой тип информирования охватывает все категории населения, включая жителей, которые не пользуются соцсетями и не посещают сайт администрации муниципалитета. Размещать материалы следует на специально отведенных для этого информационных стендах и рекламных конструкциях, а также использовать почтовую рассылку. Информация должна быть заметной, разборчивой и считываться на расстоянии. Рекомендуется дополнять информацию ссылками/QR-кодами на страницы в соцсетях и на сайты, на которых жители смогут подробнее узнать о планируемой разработке документа, форматах вовлечения, датах и адресах проведения мероприятий.
Иные типы информирования
В случае необходимости разработчиком документа могут быть применены иные формы информирования жителей, включая использование телевидения, телефонных звонков и др. методов, позволяющих обеспечить необходимый охват целевой аудитории.
2.Применение консультирования на этапе эксплуатации проекта позволяет оперативно выявлять и устранять возникающие у пользователей проблемы, отслеживать, на сколько сценарии использования реализованного проекта соответствуют сформированной на этапе проектирования концепции, корректировать планы и стратегии дальнейшего развития проекта
Форматы консультирования:
Интервью, в том числе глубинные, с жителями территории для выявления особенностей территории, исторических, архитектурныхи иных аспектов, которые необходимо учитывать при разработке проекта;
Проведение фокус-групп и опросов, для формирования статистических данных об отношении жителей к планируемому проекту,наиболее распространенных запросов и пожеланий жителей;
Использование онлайн-опросов и онлайн-анкетирования, посредством специальных интернет-платформ или социальных сетей длянаибольшего охвата аудитории;
Привлечение детей в игровой форме- проведение конкурсов, игр и иных мероприятий,интересует их видение будущего развитиятерритории;
Проведение экскурсий и прогулок по территории будущей реализации проекта совместно с жителями и экспертами (историками,
градостроителями, лидерами сообществ) дляопределения приоритетных сценариев развития территории;
Проведение публичных слушаний наиболее эффективно применять для согласованияс гражданами разработанного эскиза проекта.
Иные типы, позволяющие разработчику проекта получить информацию о пожеланиях,идеях и мнении жителей, для учета в разрабатываемом эскизном проекте.
3. Соучастиеприменяется с целью обеспечения участия жителей в событийном наполнении территории с помощью совместной разработки и реализации календарной сетки мероприятий. Вовлечение жителей в организацию и проведение мероприятий позволяет наполнить пространство жизнью, привлечь к нему внимание жителей и предпринимателей, сформировать дружелюбный образ территории.
Форматы соучастия:
Поведение сессий по совместному с жителями и заинтересованными участниками проектированию в формате соучаствующего проектирования.
Тестирование гипотези проектных решенийс помощью реализации проектов быстрых изменений в формате практических мастерских.
Экспертные сессии - формат, в рамках которого заинтересованная сторона, может получить экспертную оценку разработанногопроекта, проекта в стадии разработки, либоэкспертную оценку ситуации, проблемы, профессиональную поддержку и практическийопыт в различных сферах городского развития. В течение 7–10 дней профильные эксперты вместе с представителями местных сообществ проводят: полевые исследования,обучающие лекции и семинары, практическиезанятия в формате воркшопов. Экспертамипроекта выступают архитекторы, специалисты по развитию территорий и городских сообществ, урбанисты, световые и ландшафтныедизайнеры.
4. Партнерство применяется в случае, если необходимо привлечь заинтересованные стороны к совместному управлению проектом, предоставить возможности предпринимателям и гражданам софинансирования дальнейшего развития проекта и определение векторов развития проекта.
Форматы партнерства
Создание механизмов софинансированияпроектов (инициативное бюджетирование, запуск грантового фонда, закрытые и открытые паевые инвестиционные фонды);
Создание механизмов и инструментов дляреализации возможности управления и обслуживания территории, в том числе государственно-частное партнерство— концессия(особо актуально для парков, протяженных набережных и т.д.);
Авторский надзор за реализацией концепции при подготовке документа и/или строительстве объекта со стороны авторов концепции; надзор и участие в реализации проекта со стороны жителей и пользователей территории.
6. Лучшие практики регионов в сфере мотивации граждан (жителей) к участию в значимых для региона проектах (национальных проектах)?»
6.1. Практика Нижегородской области - «Доброрубль»: система поощрения социальной активности жителей.
В Нижегородской области, начиная с 2020 года, успешно реализуется проект всфере мотивации граждан (жителей) к участию в значимых для региона проектах «Доброрубль»: система поощрения социальной активности жителей.
Описание проекта:
Целевая аудитория: жители региона.
Цель: формирование сообществ активных жителей региона для участия в социально значимых проектах.
Задачи:
- вовлечение жителей в значимые социальные, культурные, экологические, спортивные, образовательные активности и инициативы;
- создание электронной площадки «Добромаркет» и поиск партнеров для ее наполнения;
- организационно и информационно поддержать местные инициативы (как отдельных граждан, так и различных компаний);
- привлечь внимание общественности к актуальным темам региона (раздельный сбор вторсырья, благотворительность, повышение вовлеченности в культурную и спортивную повестку региона);
- создать коммьюнити социально активных жителей региона;
- помочь в достижении показателей национальных проектов.
В рамках проекта разработана и внедрена система неденежной мотивации социально активных жителей Нижегородской области.
За участие в социальных, образовательных, экологических, спортивных, культурных, благотворительных проектах жители получают бонусные баллы - «доброрубли», которые в дальнейшем могут потратить в «Добромаркете» - площадке с предложениями и скидками партнеров проекта. Практика позволяет активным жителям региона реализовывать социально значимые проекты и общаться друг с другом.
Механика реализации практики
В проекте выделено 5 направлений, каждое предполагает свою активность, акции в онлайн- и офлайн-форматах, лояльную аудиторию.
1. Экология. Задача направления - научить жителей региона экологичному образу жизни.
Пример: районный проект экологического просвещения «Разбирайся!», реализованный в 2021 году в Городецком муниципальном районе, предполагающий ряд лекций и практических занятий с учащимися средней